Более сорока лет назад, 7 августа 1973 года, на вооружение Советской Армии был принят основной боевой танк Т-72. Сегодня это самый многочисленный, известный и «воюющий» ОБТ мира. По популярности его превосходит только что автомат Калашникова. У одних Т-72 вызывает восхищение, у других подвергается самой жесткой критике. Ни один солдат или инженер, имевший дело с этой машиной, не остался к ней равнодушным. А еще Т-72 — «визитная карточка» УВЗ и УКБТМ в 1970-е — 1990-е гг.
Три богатыря
Т-72 ведет свою «родословную» с конца 50-х годов ХХ столетия, когда ведущие советские конструкторские бюро начали разработку «основного боевого танка», сочетающего в себе огневую мощь и бронезащиту тяжелых машин и подвижность средних.
Результаты превзошли все ожидания: армия получила три основных танка. В 1969 году был принят на вооружение Т-64А, созданный на Харьковском заводе транспортного машиностроения, в 1973-м – разработанный специалистами танкового конструкторского бюро Уралвагонзавода Т-72, в 1976-м – Т-80 – детище КБ Кировского завода в Ленинграде. Как не вспомнить трех сказочных богатырей, стоящих на страже русской земли!
Все они обладали низким силуэтом, гладкоствольной 125-миллиметровой пушкой, автоматом заряжания орудия, многослойной броней, системами защиты экипажа от поражения химическим, бактериологическим и ядерным оружием, эффективными дневными и ночными приборами наблюдения и прицеливания. Главное отличие трех машин – двигатель. Только «семьдесятдвойка» оснащалась классическим дизелем – далеким «потомком» мотора V-2, впервые установленным на танке БТ-7М. Создатели Т-64 предпочли новинку – компактный и мощный двигатель 5ТДФ. А танк Т-80 впервые в мире был оснащен газотурбинным двигателем.
Советские танки нового поколения соответствовали требованиям современного боя, а их характеристики с каждой модификацией становились все более могущественными.
И все претендовали на звание основного танка советской армии. Но у высшего политического и военного руководства страны не было единого мнения. Точку в бесконечных спорах могли поставить только испытания боевых машин.
«Звездные бега»
Целое десятилетие, с 1976 года, длилось необычное состязание, получившее величественное название «звездные бега». А рядовые испытатели именовали их по- свойски – «тараканьими»…
Маршруты пролегли по равнинам Белоруссии и Украины, степям и горам Средней Азии, амурской тайге и тундре Кольского полуострова. На всю жизнь испытатели запомнили горные перевалы, черноземные поля с вязкой почвой, зыбкие пески и бескрайние снежные равнины. Для проведения состязаний был специально сформирован штат испытательного батальона в составе трех танковых рот.
При сравнении танков Т-64А и Т-72 в 1976 году окончательно стало ясно, что тагильская машина имеет более надежные двигатель и ходовую часть. Подвижность «по паспорту» была примерно равной, но во время пробегов «семьдесятдвойка» неизменно превосходила Т-64А. Внешне более грубая и массивная ходовая часть Т-72 оказалась гораздо надежнее элегантной конструкции харьковского танка, узлы которой часто выходили из строя. Вскоре к испытуемым присоединился танк Т-80, которому мощная турбина позволяла развивать невиданную скорость. На равнинных дорогах ему не было равных. Но на горных и степных трассах неизменно господствовала «семьдесятдвойка».
Уральской машине было сложнее состязаться с «противниками» в точности огня. Новые модификации танков-конкурентов Т-64Б и Т-80Б имели лазерные прицелы-дальномеры, баллистические вычислители. А их комплексы управляемого вооружения казались воплощением идей писателей-фантастов. Танковая управляемая ракета (ТУР), выпускаемая через пушечный ствол, наводилась по радио и уничтожала вражескую технику на расстоянии трех-четырех километров. К сожалению, приборостроительные заводы страны не могли обеспечить все танки новейшими комплексами, а военное руководство отдавало предпочтение лишь Т-80 и Т-64.
Традиционная надежность и простота спасали Т-72 во время огневых испытаний от незавидной роли «догоняющего». Наводчики уральских танков нередко превосходили своих соперников по количеству подбитых мишеней и точности попадания. Совершенные системы управления огнем Т-80Б и Т-64Б были сложны в использовании — в отличие от простого и удобного прицела Т-72 или Т-72А.
В конце 60-х танк Т-64А удивлял новинкой — башенной броней из трех слоев металла: сталь – алюминий – сталь. Этот «слоеный пирог» хорошо защищал от кумулятивной струи, но только один раз. А монолитные башни Т-72 сохраняли бронестойкость даже при многократном обстреле… Вопрос «Какая броня лучше?» потерял свою остроту после того, как все танки-соперники в середине 70-х получили башню с многослойной металлокерамической броней, а затем, в 80-х, и динамическую защиту, гасящую энергию снаряда.
«Звездные бега» доказали примерно равные возможности и боевые качества танков-конкурентов. Советский Союз оказался единственной в мире страной, имеющей на вооружении три типа основных боевых машин. Любопытно, что в конце 80-х годов 38 процентов из их общего количества составляли танки Т-72, 34 процента — Т-80, 28 процентов — Т-64. Армия сделала свой выбор …
Мировой бестселлер
Тагильские танкостроители начали осваивать мировой рынок с союзнических обязательств по вооружению стран Варшавского договора, возложенных правительством на Уралвагонзавод. Во второй половине 70-х–начале 80-х годов конструкторское бюро под руководством В.Н.Венедиктова разработало экспортные модификации «семьдесятдвойки» — Т-72М, Т-72М1, Т-72С.
В 1978 году было принято решение о широких поставках танков и их производстве некоторыми странами по технической документации Уралвагонзавода. Первые «семьдесятдвойки» прибыли в Югославию, Чехословакию, Индию, Алжир. В Польше и Чехословакии лицензионные танки были собраны в начале 80-х. Затем к ним присоединилась Югославия, а во второй половине 80-х–начале 90-х – Индия, Иран и Ирак.
Постепенно из «братской помощи» танк Т-72 превратился в одну из самых востребованных и продаваемых боевых машин мира. В итоге 34 страны имели на вооружении «семьдесятдвойку».
Примечательно, что покупали ее не самые богатые, но постоянно воюющие страны. Их правительства отлично умели считать деньги и старались их рационально вкладывать, руководствуясь принципом: самое дешевое из самого лучшего. Какой еще танк, кроме
Т-72, мог соответствовать этим требованиям?
Проверка боем
Боевым крещением для Т-72 стала война в Ливане 1982 года. Оснащенной «семьдесятдвойками» сирийской армии противостояли вооруженные силы Израиля, в арсенале которых находились танки М60А1 и «Меркава» МК1.
Американскими М60А1 израильские танковые части оснащались еще с 60-х годов. Удобный в эксплуатации, американец значительно уступал в бронезащите сирийским Т-72, а высокий силуэт делал М60А1 отличной мишенью… Новый танк «Меркава» МК1 был настоящей крепостью, защищавшей экипаж не только броней, но и особой конструкцией машины с расположенными впереди двигателем и трансмиссией. Однако 105-миллиметровая пушка «Меркавы» – аналог американских танковых орудий – не смогла сокрушить уральскую броню при лобовом столкновении. Т-72 оставались в строю даже после нескольких попаданий и продолжали воевать, невзирая на вмятины в броне, а их 125-миллиметровые снаряды с двух и более километров уверенно поражали израильские танки. К урокам ливанской войны израильтяне отнеслись со всей серьезностью, создав новый вариант танка с усиленной бронезащитой и усовершенствованной системой управления огнем.
Еще одним испытанием для Т-72 стал восьмилетний ирано-иракский конфликт, разгоревшийся в 1980 году. Успешные операции, проведенные иракской армией, стали возможны во многом благодаря боевым качествам «семьдесятдвойки». Иранцы, вооруженные устаревшими американскими танками М-60, были вынуждены вступать
в открытые танковые бои только при численном превосходстве над Т-72 … в пять раз!
Даже британские танки «Чифтен», с мощной броней и точной 120-миллиметровой нарезной пушкой, способной пробивать лобовую броню корпуса Т-72, значительно уступали ему в маневренности. Иранское командование еще до заключения мира с Ираком обратилось к правительству СССР с просьбой о продаже лицензии на выпуск собственных «семьдесятдвоек»…
В 1990 году вновь вспыхнула война: Ирак вторгся на территорию Кувейта. Вскоре в конфликт вступили войска государств антииракской коалиции во главе с США. В масштабных военных операциях в Персидском заливе «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» было задействовано невиданное со времен второй мировой войны количество танков – свыше семи тысяч. «Семьдесятдвойка» воевала по обе стороны баррикад: кроме иракской армии танками Т-72 были оснащены их противники из Сирии и Кувейта.
Руководство союзнических войск отнеслось к иракским Т-72М и Т-72М1 с должным уважением, противопоставив им сильных противников – американские танки «Абрамс» М1 и М1А1 образца 1980 и 1985 годов и новейший М1А1НА, производство которого началось в 1989-ом. Первыми шли в атаку М1А1, вооруженные 120-миллиметровыми гладкоствольными пушками и новыми подкалиберными снарядами с сердечниками из обедненного урана, и М1А1НА – машины с усиленной ураном лобовой броней. Но даже они вступали в сражение с «семьдесятдвойками» лишь с больших дистанций и при наличии своего численного превосходства. Ровесники Т-72 – танки М1 со 105-миллиметровой пушкой — вообще двигались во второй линии и уничтожали подбитые машины и живую силу противника.
При этом главную ставку американцы и их союзники сделали не на свои танки, а на самого опасного врага бронетехники – ПТУРы. Пусковые установки располагались на вертолетах или бронированных машинах пехоты (БМП). После тщательной разведки с воздуха в бой внезапно вступали «Абрамсы» М1А1. Своей броней они прикрывали БМП «Брэдли», которые следовали за ними и вели огонь ПТУРами с дистанции три и более километров. Их целями становились наименее защищенные корма и борта танков Т-72.
Тем не менее иракские танкисты высоко оценили техническую надежность и живучесть «семьдесятдвоек» в боях с гораздо более молодыми «абрамсами». Если мощные газотурбинные двигатели американских танков часто выходили из строя, то в иракских войсках такие случаи не были зафиксированы. То же самое было в подразделениях их противников, воюющих на Т-72. Во время длительного марша по пустыне сирийцы на своих «семьдесятдвойках» дошли до места назначения, не потеряв ни одной машины.
От революции к эволюции
Какая из отечественных боевых машин перспективнее? Т-64А иногда называли «танк – революция». Т-72 появился в результате длительной эволюции предшествующих тагильских танков. Наверное, развитие боевых машин можно сравнить с естественным отбором в живой природе. Выносливость, сила, стремительность реакций хищников приобретены в жесточайшей борьбе за существование, которую вело не одно поколение животных. Боевые качества танка – тоже «хищника» — оттачиваются в боях и непрерывном интеллектуальном поединке конструкторов.
Тагильские специалисты начали улучшать Т-72 – тогда еще опытный образец «объект 172М» — сразу после его появления на свет в 1970 году. Новые модификации Т-72 разрабатывались путем тщательного отбора наиболее удачных решений, как конструктивных, так и технологических. А их правильность проверялась на полигоне, испытательных маршах и в боях. Армия на протяжении двух десятилетий получала серийные танки Т-72А, Т-72Б и созданные на их основе инженерные машины.
В 1993 году в семействе «семьдесятдвоек» появился еще один «потомок» — первый серийный российский танк Т-90, разработанный на базе Т-72Б. По своим техническим характеристикам он не уступает лучшим танкам мира, а по надежности и выносливости превосходит их.
Но это не означает, что время «семьдесятдвоек» прошло. Многие страны, имеющие на вооружении своих армий Т-72, считают рациональным и выгодным не покупать новые танки, а осовременить эту надежную и неприхотливую боевую машину. Но кто сможет лучше модернизировать технику, как не ее создатели? Специалисты Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) под руководством В.Б.Домнина еще в 90-е годы разработали комплекс мероприятий, который позволяет поднять боевые возможности Т-72Б на один уровень с современными танками.