29 января состоится заседание комиссии в ФАС по делу АО «НПК «Уралвагонзавод» и АО «Алтайвагон». В преддверии этого события мы постарались разобраться в запутанной ситуации.
Уралвагонзавод обладает интеллектуальной собственностью на производство тележек 18-194-1 с увеличенной максимальной осевой нагрузкой в 25 тонн, а также на выпуск деталей для них. Сама Корпорация не производитнекоторые элементы и даёт лицензию другим компаниям на их выпуск. Так произошло и с основным поставщиком полиуретановых втулок — компанией ООО НПП «Уником-сервис». Она поставляла эти «резинки» (на профессиональном сленге) не только Уралвагонзаводу, но и — Алтайвагону, который также делает вагоны на тележке 18-194-1. Однако в 2016 году на железнодорожных сетях произошёл сбой. ОАО «РЖД» выявило несколько сотен вагонов с разрушенным упругим элементом — тем самым триангелем («резинкой»), и началось внутреннее разбирательство. Оказалось, это «Уником-сервис» выпустил десятки тысяч этих элементов с иными характеристиками плохого качества. Чтобы спасти положение и обеспечить безопасность, Уралвагонзавод сам проверил компанию, так как именно УВЗ обладает лицензией и, как следствие, несёт ответственность за выходящие на сеть тележки.
Тагильские специалисты выявили, что отсутствие контроля привело к такому масштабному выпуску деталей с дефектом. Компания-производитель с этим согласилась, и совместно с УВЗ они попытались исправить ситуацию путём установления выходного контроля. При устранении неполадок вводили новые параметры и налаживали систему контроля. Естественно поставки этих деталей другим компаниям были ограничены в целях обеспечения безопасности и нивелирования рисков аварий, что могло бы привести к огромным убыткам операторов, купивших некачественные вагоны. Главной задачей Уралвагонзавода стало наладить контроль производственного процесса по откорректированным параметрам. Не всем компаниям-производителям тележек 18-194-1 такие действия пришлись по нраву, и они прибегли к использованию нелицензионных деталей для продолжения сборки своих изделий. Обладатель интеллектуальной собственности на эти тележки решил вопрос кардинально.
Впоследствии «из-за невыполнения требований к соблюдению качества и порядку предоставления достоверной отчетной документации» АО «НПК «Уралвагонзавод» подало иск о расторжении лицензионного договора с АО «Алтайвагон» на производство вагонных тележек. В ответ нарушитель лицензии, по мнению Уралвагонзавода, пошёл в наступление. И большой неожиданностью для нижнетагильского завода стало заявление Алтайвагона в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), что «Уником-сервис» и УВЗ состояли в сговоре. Хотя очевидно, что УВЗ совместно с заместителем генерального директора РЖД Шевкетом Шайдуллиным и руководством Ространснадзора боролись за безопасность и предотвращение попадания в сеть контрафакта, то есть некачественных деталей. Сейчас уже всё в порядке, но та история неожиданным образом всплыла в ФАС.
В пресс-службе Уралвагонзавода в ответ на наш запрос отказались комментировать предстоящие слушания, но привели слова топ-менеджера:
«Наша цель – навести порядок в вагоностроительной промышленности, а не кого-то зажимать. Оригинальные и качественные детали, произведенные строго по лицензии и под контролем, позволят прекратить использование несертифицированной продукции, что безусловно снизит издержки всех участников перевозочного процесса. В случае попадания на сеть идентифицировать нелицензированную продукцию уже практически невозможно. Это сказывается негативно как на самом продукте, так и влияет на репутацию производителя, который в случае аварии или поломки вагона несет полную ответственность», — сообщил заместитель генерального директора УВЗ по гражданской продукции Борис Мягков.